Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Наука, изучающая динамику дифференциации доходов и ее последующее влияние на структуру потребления студенческой молодежи, представляет собой сложную, но крайне важную область социально-экономических исследований. Примечательно, что данное исследование посвящено студентам Финансового университета при Правительстве Российской Федерации – демографической группе, на которую все больше влияют превратности экономического расслоения. Актуальность исследования обусловлена растущей диспропорцией в уровне доходов, которая оказывает существенное влияние на потребительское поведение, особенно среди молодых людей, которые еще только формируют финансовую грамотность и экономическую активность.
Проблемное поле исследования включает в себя несколько аспектов: во-первых, выяснение механизмов, с помощью которых разница в доходах влияет на потребительский выбор (в частности, дискреционные расходы) среди студентов; во-вторых, изучение теоретических основ, лежащих в основе такого поведения, с интеграцией точек зрения как экономической теории, так и психологических парадигм; в-третьих, эмпирическое исследование, направленное на подтверждение или опровержение этих теоретических конструкций с помощью анализа, основанного на данных.
Используя многогранный подход, данное исследование направлено на изучение нюансов экономического поведения, проявляющихся в моделях потребления, и выявление ключевой роли дохода как фактора, способствующего и препятствующего консюмеризму. Методологическая строгость, примененная в данном исследовании, обеспечивает надежное изучение этих явлений, используя передовые статистические инструменты и комплексные методы анализа данных для распутывания запутанной паутины экономических взаимодействий и их психосоциальных аналогов.
Резюмируя, можно сказать, что значимость данного исследования заключается в том, что оно может внести вклад в более широкий дискурс об экономическом равенстве, потребительской психологии и социально-экономическом развитии студенческих групп, обеспечивая практические выводы, которые могут быть использованы в политических и образовательных стратегиях. Исследование предполагает не только расширить академическое понимание дифференциации доходов, но и предложить практические меры по смягчению ее пагубного влияния на потребительское поведение студентов.
Теоретический объект: модели экономического поведения в сфере потребления (в частности, среди студентов Финансового университета при Правительстве РФ); аналитический фокус – влияние дифференциации доходов на эти модели.
Эмпирический объект: прямое измерение стилей потребления в зависимости от уровня доходов студентов; включает количественный анализ (регрессионные модели, корреляционный анализ) и качественные оценки (кейс-стади, данные наблюдений).
Детали:
Теоретические: модели потребления (интерпретируются через экономические и психологические линзы); исследуется связь между доходами и потребительским поведением; рассматриваются более широкие социально-экономические последствия (социально-экономическое расслоение, экономическое поведение).
Эмпирический: используются данные опросов, финансовые отчеты, интервью со студентами; применяются статистические инструменты для анализа моделей, выявления нюансов потребительского поведения в различных сегментах доходов.
Объектом исследования являются разнообразные модели экономического поведения, связанные с потреблением, в частности, в демографической группе студентов Финансового университета при Правительстве РФ; предметом анализа – специфическое влияние дифференциации доходов на эти модели потребления, с акцентом на улавливание нюансов экономического поведения студентов в различных доходных стратах. Цель исследования, сформулированная через аналитическую призму, состоит в том, чтобы прояснить сложную взаимосвязь между уровнем доходов и стилем потребления студенческой молодежи, а также детально раскрыть социально-экономические факторы, модулирующие эти взаимосвязи.
Для достижения этой цели были тщательно определены задачи: во-первых, проанализировать теоретические основы дифференциации доходов и ее влияния на потребительское поведение, используя междисциплинарный подход, объединяющий экономические теории с психологическими; во-вторых, провести тщательное эмпирическое исследование, количественно определяющее взаимосвязь между различными уровнями доходов и соответствующими моделями потребления среди студентов; в-третьих, интерпретировать эти результаты в более широком социально-экономическом контексте, обеспечивая синтез данных и теории, который улучшает понимание процессов принятия экономических решений, распространенных среди студенческого населения.
Научная новизна данного исследования заключается в его интегративном методологическом подходе, в сопоставлении традиционного экономического анализа с психографическими метриками для выявления тонкостей влияния дохода на структуру потребления студентов; таким образом, оно прокладывает новые пути в эмпирическом исследовании социально-экономического поведения, выходя за традиционные рамки экономических исследований. Гипотеза, выдвинутая в данном исследовании, предполагает, что существует значительная, нюансированная корреляция между степенью дифференциации доходов студентов и их соответствующими стилями потребления, причем предполагается, что эта корреляция проявляется в различных социально-экономических сегментах студенческой популяции. Эта гипотеза, сформулированная на основе существующих экономических теорий, но уточненная через призму современной потребительской психологии, основывает свои утверждения на многофакторном анализе, который призван отразить динамическое взаимодействие между экономическими возможностями и потребительским выбором, тем самым расширяя теоретический корпус эмпирическими свидетельствами, полученными на основе надежной аналитической базы.
Методологическая основа исследования базируется на комплексном синтезе теоретических представлений и эмпирических оценок, опирающихся на богатый спектр научных работ, в которых рассматривается связь между дифференциацией доходов и потребительским поведением. Исследование радикального мышления Жана Бодрийяра, проведенное А.В. Дьяковым, создает философский фон, на котором рассматривается консюмеризм, в частности то, как конструируются и понимаются общественные нарративы о богатстве и потреблении (Дьяков, А.В., 2008). Дискурс о среднем классе, обсуждаемый на Всероссийской научно-практической конференции, предлагает контекстуальное обоснование для изучения социально-экономических страт, в которых находится студенческая демография (Всероссийская научно-практическая конференция, 2008).
При прослеживании социокультурных процессов, лежащих в основе стилей потребления, ключевым ориентиром служит диссертация И.Н. Ивановой, в которой раскрываются идентичностно-формирующие аспекты потребления среди различных доходных групп (Иванова И.Н., 2005). Ее дополняет дискурсоцентрический анализ В.И. Ильина, который рассматривает потребление не только как экономическую деятельность, но и как дискурсивную практику, отражающую и закрепляющую социальные нормы (Ильин, В.И., 2008).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Ващелюк Н.В. Влияние динамики выпуска на степень дифференциации доходов в регионах России // Экономика региона. 2015. № 4. С. 132-144. DOI: 10.17059/2015-4-11
2.Гимпельсон В.Е. Нужен ли российской экономике человеческий капитал? Десять сомнений // Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 129-143. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/ 2017/0713/analit01. php (дата обращения 22.08.2018).
3.Глазырина И.П., Клевакина И.А. Экономический рост и неравенство по доходам в регионах России // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. 2013. № 11. С. 113-128.
4.ГранбергА.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – М.: ГУВШЭ, 2000.
5.ГущинаИ.А., КондратовичД.Л. Анализ потребительского поведения населения Мурманской области как инструмент исследований социальной и экономической политики в регионе // «Теория и практика социально-экономических процессов в регионе» Труды Института экономики Карельского научного центра РАН. -2006. – Вып. 10. – Петрозаводск: изд-во Кар НЦ РАН – 2006.
6.Дискуссия о среднем классе: всероссийская науч.-практ. конф. Москва, 24 апреля 2008 г. М. : Институт современного развития (ИСР), 2008. 157 с.
7.Дьяков А.В., Жан Бодрийяр: Стратегии «радикального мышления» / под ред. А.С.Колесникова СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. 357 с.
8.ИбрагимоваД.Х., Николаенко С.А. Индекс потребительских настроений // Независимый институт социальной политики. – М.: Поматур, 2005.
9.Иванова И.Н. Стиль потребления как социокультурный процесс и способ идентификации: автореф. дис. ... д-ра. соц. наук Саратов.: СГУ, 2005. 26 с.
10.Ильин В.И. Потребление как дискурс. СПб.: Интерсоцисческий список 2008. 106 с.
11.Криничанский К.В., Лаврентьев А.С. Анализ приоритетов структурной политики регионов с использованием оценок параметров Барро-регрессий // Региональная экономика: теория и практика. 2017. Т. 15. № 7. С. 1233-1250. Available at: https://doi.org/10.24891/re.15.7.1233C1238 (дата обращения 05.11.2019).
12.Мичасова О.В. Эмпирический анализ экономического роста и человеческого капитала в регионах России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 34 (220). С. 22-31.
13.Неравенство распределения дохода и экономический рост в регионах России в посткризисный период / Р.А. Григорьев [и др.] // Экономика региона. 2015. № 3. С. 102-113. DOI 10.17059/2015-3-9
14.Нижегородцев Р.М., Архипова М.Ю. Факторы экономического роста российских регионов: регрессионно-кластерный анализ // Вестник УГТУ-УПИ. 2009. № 3. С. 94-110.
15.Новиков А.А. История экономических учений учеб. пособие для студ. вузов М.: 2009. 336 с.
16.Петрушкина Е.В. Социальное конструирование стилей потребления студенческой молодежи: социолого-управленческий аспект: автореф. дис. ... канд. соц. наук М.: МГПУ, 2006. 26 с.
17.Понукалина О.В. Социокультурное пространство досуга российского общества в контексте консумеризма: автореф. дис. д-ра. ... соц. наук. Саратов: СГТУ, 20l0. 38 с.
18.Предложения «Гражданской двадцатки» по обеспечению уверенного, устойчивого, сбалансированного и инклюзивного роста: доклад / науч. ред. М.В. Ларионова. М.: Логос, 2013. 72 с.
19.Cornia G.A. Inequality Growth and Poverty in an Era of Liberalization and Globalization. Published to Oxford Scholarship Online. 2004. Available at: https://DOI:10.1093/0199271410.001.0001 (дата обращения 15.11.2019).
20.Ray D., Linden M. Health, inequality and income: a global study using simultaneous model. Journal of Economic Structures, 2018, vol. 7 (1), рр. 1-28. DOI: 10.1186/s40008-018-0121-3
21.Rogachev, D., 2021. Features of the financial behavior of student youth. Population. https://doi.org/10.19181/population.2021.24.2.4.
22.Savchenko, O., & Khtei, S., 2020. An instrument to diagnose different aspects of students' consumer behavior. Організаційна психологія Економічна психологія. https://doi.org/10.31108/2.2020.4.21.9.